[Греч. Μακάριος ὁ Πάτμιος] († 1737), прп. (пам. греч. 17, 19 янв. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Патмосских святых). Мирское имя и точная дата рождения святого неизвестны. Он происходил из жившей на Патмосе семьи Калогерасов, многие члены которой приняли монашество в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе. На основании свидетельства В. Г. Григоровича-Барского о том, что М. П. умер в возрасте ок. 50 лет (Григорович-Барский. 1886. С. 347), ученые предполагают, что святой род. ок. 1687 г. В исследованиях также встречаются указания на 1680 и 1688 гг. М. П. получил образование в патриаршей Великой школе нации, он обучался в К-поле между 1692 и 1707 гг., наиболее вероятно - между 1695 и 1705 гг. Среди учителей М. П. были известные дидаскалы И. Манос, Д. Рисиос, А. Спантонис; юноша познакомился со многими церковными деятелями и влиятельными фанариотами, в т. ч. с великим драгоманом Александром Маврокордатом. Эти связи впоследствии помогли ему получить средства для создания школы на Патмосе. Духовным наставником учеников патриаршей школы, размещавшейся тогда на Святогробском подворье, был известный проповедник иером. Агапий (Вулисмас), уроженец Итаки.
М. П. принял монашеский постриг в молодости. Не позднее 1707 г. он был рукоположен во диакона. Некоторое время М. П. служил архидиаконом Никомидийского митр. Парфения, который хотел видеть его своим преемником. Но молодой подвижник не считал себя достойным даже священнического сана. В 1713 г. М. П. вернулся на Патмос и оставался там до конца жизни. При этом он ни разу за долгие годы не посетил никого из родных и не пришел на их погребение. Григорович-Барский поясняет, что М. П. «сие же сотвори не ради небрежения, но да победит любовь мирскую любовию еже к Богу» (Там же. С. 189). Подвижник поселился в кафизме, устроенной у пещеры Апокалипсиса. Там он открыл бесплатную школу, в к-рой велось преподавание грамматики, риторики, философии, богословия, церковной музыки, греческого и латинского языков. В школу принимались и монашествующие и миряне. М. П. ставил своей задачей не только дать учащимся гуманитарные знания, но и воспитать их духовно. К 1729 г. число учеников возросло настолько, что стало необходимо создать новую школу. Она получила название «Патмиада». Средства на строительство зданий и нужды школы были выделены фанариотом М. Ипсиланти. Учиться в Патмиаду приезжали жители К-поля, Смирны, Хиоса, Самоса, Лемноса, Родоса, Кипра, Коса, Милоса, Крита, Ионических о-вов, Македонии, Фессалии, Пелопоннеса, Кизика, Синая и даже Малороссии (Григорович-Барский). В конце жизни М. П. число учеников достигло 100 чел. Ряд выпускников Патмиады, обучавшихся под рук. М. П., впоследствии заняли высокие церковные посты: К-польский патриарх Кирилл V, Александрийский патриарх Киприан, Иерусалимские патриархи Ефрем II Афинянин и Софроний VI (впоследствии К-польский патриарх Софроний II), митр. Алеппский Герасим, митр. Смирнский Неофит. Помощником М. П. и преемником на посту схоларха стал один из его лучших учеников - иером. Герасим Византийский, которого сменил др. ученик М. П.- мон. Василий (Куталинос). Многие ученики М. П. стали дидаскалами на греческих землях, в Сирии, Египте и Дунайских княжествах: иером. Иаков Патмосский (Анастасиу), Стаматий (Папас), Александр Тирнавитис, мон. Иерофей Дендрин, иером. Косма Лемносский, мон. Дамаскин Леросский, иером. Иоаким (Симонос), иеродиак. Афанасий (Влахос), Николай (Хадзис) с Коса, иеромонахи Афанасий Лемносский, Афанасий (Бусопулос), Афанасий (Хрисоху) с Патмоса, Каллиник (Фитианос), Паисий (Каравиас), Трифон из Мецово.
Современники характеризуют М. П. как неустанного труженика. Он преподавал, несмотря на мучившие его болезни. Преподобный был настолько нестяжателен, что после его смерти осталась только б-ка (Там же. С. 347). Современники оставили яркие характеристики преподобного: М. П. «есть же муж добродетелен, смиренномудр, постник, целомудр, незлобив, страннолюбив, ползуяй многих, мусикийскую хитрость добре ведий, иже сладко и усердно, с благоговением на всяк день пояше и чтяше правило, яко и слишащие к сокрушению сердечному подвизаются» (Там же. С. 188). Тирнавитис, составивший 1-ю биографию М. П., назвал его аскетическое житие сверхчеловеческим и равноангельским (Σάθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 506).
Большинство сочинений М. П. остаются неизданными. Он составил учебники и руководства по ряду предметов (напр., по риторике, грамматике и церковной музыке), а также «Разные толкования и комментарии на различные слова греческих святых отцов» и «Комментарии на 6 Слов свт. Григория Богослова». В рукописях сохранилась обширная переписка М. П., многочисленные слова, проповеди и беседы, часть к-рых была включена в кн. «Евангельская труба» (Εὐαγγελικὴ Σάλπιγξ), изданную в 1754 г. в Амстердаме и в Венеции Ефремом Афинянином и Иаковом Патмосским. Первый тираж был уничтожен в Венеции инквизицией в связи с антилатинской направленностью произведений М. П. Второе издание вышло в 1758 г. в Лейпциге. В 1755 г. на средства Иакова Патмосского и Ефрема Афинянина в Венеции было напечатано сочинение М. П. «Изложение риторических правил» (῎Εκθεσις κανόνων ῥητορικῶν), к к-рому прилагались предисловие, написанное Ефремом, служба прп. Христодулу Латрину и жития святых.
К М. П. неоднократно обращались духовные и светские лица для разъяснения вопросов вероучения. Герасим Византийский назвал М. П. «всегда готовым толкователем для пребывающих в недоумении» (Ναυκράτιος (Τσουλκανάκης). 1994. Σ. 325). Так, М. П. написал письмо с подробными ответами на вопросы английского консула в Халебе (Алеппо) Шера, который оказывал помощь Антиохийскому патриарху Сильвестру.
Сразу после смерти М. П. его стали почитать святым ученики Патмиады и местные жители. Тирнавитис описывает чудеса, происходившие от мощей М. П. во время эпидемии чумы на Патмосе (Ibid. Σ. 417). В 1993 г. М. П. был канонизирован К-польским Патриархатом вместе со своим учеником Герасимом Византийским.